×

Сбербанк готов купить долю в Mail.ru Group | Финансовый портал

Сбербанк готов купить долю в Mail.ru Group | Финансовый портал

Необязывающее соглашение Сбербанк подписал с Газпромбанком – о приобретении доли в «МФ технологиях», акционере Mail.ru Group. Сделку банки хотят закрыть до конца года, как только получат разрешения госорганов.

О планах Сбербанка выкупить у Газпромбанка долю в Mail.ru Group накануне сообщило Bloomberg: речь идет о 20% голосующих прав, сумма сделки может составить около $170 млн. Президент Сбербанка Герман Греф – член совета директоров «Яндекса», конкурента Mail.ru Group, подтвердил представитель «Яндекса», но не сказал, покинет ли Греф совет после сделки с Газпромбанком.

Пределы взаимной информационной открытости «Яндекса» и Mail.ru Group могут быть предметом исследования антимонопольного регулятора, считает партнер антимонопольной практики BCLP Виталий Дианов. «Ведомости» не получили ответов на запросы из Сбербанка и Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

«МФ технологиям» принадлежит 11,5 млн акций Mail.ru Group класса А, это 58,9% голосов, у Газпромбанка – 35% «МФ технологий», ее совладельцы – «Мегафон», USM Holdings Алишера Усманова и партнеров, а также «Ростех».

Консолидация крупных игроков – устойчивая общемировая тенденция, считает Дианов: чем больше игрок представлен в разных сервисах на цифровых рынках, чем больше у него пользователей, чем сильнее они к сервисам привязаны, тем сильнее его рыночная власть.

Сбербанк объясняет сделку тем, что видит потенциал в совместной c Mail.ru Group платформе сервисов доставки еды и ресторанного дела, транспорта и др. (В июле компании подписали соглашение о намерении создать совместное предприятие.) Сбербанк внесет в СП 35%-ную долю в платформе для ресторанного рынка FoodPlex и 38 млрд руб. инвестиций, Mail.ru Group – 7,7 млрд руб. инвестиций, 100% сервиса доставки еды Delivery Club и долю в такси-агрегаторе «Ситимобил», новая компания может стать дороже 100 млрд руб., считают ее участники.

Сбербанк стремится расширить присутствие на российском интернет-рынке, говорит аналитик «Уралсиба» Константин Белов: эта стратегия наблюдается уже давно. Поскольку, продолжает Белов, в России не так много интернет-компаний, удовлетворяющих амбициям и размеру Сбербанка, неудивительно, что он обратился к «Яндексу», Rambler Group и теперь – к Mail.ru Group. Очевидно, банк видит большой экономический потенциал в сегменте, считает Белов.

В конце августа Сбербанк приобрел долю в другой крупной интернет-компании – Rambler Group. Сумма сделки не раскрывалась. Сейчас ясно, что у компаний схожие подходы – Сбербанк не пытается менять корпоративную культуру и процессы в Rambler, говорит его гендиректор Рафаэль Абрамян.

Сбербанк владеет «золотой акцией» «Яндекса», дающей право блокировать сделки с крупными пакетами его акций. У компаний также есть совместный проект – маркетплейс «Яндекс.Маркет». В октябре 2018 г. «Ведомостям» стало известно, что Сбербанк готовится купить значительную долю в «Яндексе», обе стороны это отрицали, а затем и разговоры о сделке сошли на нет.

Основной смысл сделки – в получении Сбербанком доступа к информационным потокам Mail.ru, в том числе от социальных сетей «В контакте» и «Одноклассники», игровых, рекламных и информационных ресурсов, считает младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Вячеслав Путиловский. Сбербанку тесно в банковских рамках, говорит аналитик «Атона» Михаил Ганелин: международная экспансия не получилась в том числе из-за санкций и банк решил двигаться по пути цифровизации.

Сбербанк выстраивает собственную экосистему далеко за пределами сугубо финансовых услуг, предполагает Белов. Задача антимонопольного органа, объясняет Белов, – с использованием антимонопольных инструментов дать оценку экспансии банка и при необходимости найти способ такую конкуренцию сохранить, в том числе за счет блокирования сделок.

Единственным мотивом выбранной Сбербанком стратегии партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Анна Нумерова видит желание банка увеличить капитализацию за счет выхода на смежные рынки или усилить позиции на них. Его политика, говорит Нумерова, близка к тем стратегиям, которых придерживаются западные гиганты. Сбербанк участвует почти во всех крупных российских интернет-компаниях, но говорить о монополии рано, считает Нумерова, но ФАС должна оценить влияние этой сделки на смежные рынки.

Share this content: