Банки подсели на кредитную иглу вместе с народом | Финансовый портал
Доля доходов банковского сектора от работы с розницей составляет около 45%, или 2 трлн руб. в годовом исчислении, подсчитала McKinsey. Это больше, чем в 2017–2018 гг. (40 и 43%), но заметно ниже, чем в развитых странах – США, Японии, Германии – и многих развивающихся, например Бразилии – более 60%, отмечает партнер McKinsey Сергей Крылов. Имеется в виду чистый операционный и чистый комиссионный доходы до отчислений в резервы.
Корпоративный сектор исторически доминировал в структуре доходов российских банков, сейчас он приносит им 55% дохода, говорит Крылов. На малый и средний бизнес приходится, по подсчетам McKinsey, 15% против 20% в США, 22% в Германии, 28% в Бразилии и 45% в Японии. Вместе с относительно низким уровнем развития малого бизнеса в стране причина такого перекоса – санкции, объясняет Крылов, вынуждающие крупных заемщиков кредитоваться в российских банках, а не на открытом рынке. Только сейчас российский банковский рынок по доле розницы вернулся к уровню 2014 г. после провала примерно до 30% в 2015 г. из-за сжатия беззалогового кредитования, отмечают аналитики McKinsey. Сейчас же бум ипотеки и беззалогового кредитования в сочетании с медленным ростом и падением маржи корпоративного кредитования увеличивают долю розницы в доходах банков.
Розница, по данным ЦБ, обеспечила 80% прироста всех кредитов за девять месяцев 2019 г. Но это во многом эффект валютной переоценки, отмечает регулятор. Очищенный от валютной переоценки вклад розницы в общий кредитный портфель за январь – сентябрь 2019 г. составил примерно 67% – 2,2 трлн руб., посчитал аналитик S&P Global Роман Рыбалкин. Соответственно, растет и доля розничных кредитов в активах банков: на 1 октября она составила 18% (17,1 трлн руб.), увеличившись с начала года на 2,2 процентного пункта (п. п.), посчитал управляющий директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Александр Сараев.
Райффайзенбанку розница принесла в первом полугодии 45% (доля операционной прибыли по сегментам до резервов и операционных расходов), подтверждает наблюдения McKinsey директор по связям с инвесторами и фондированию Екатерина Овчинникова. Правда, в 2017 г. доля розницы в доходах банка была еще больше – 47%. Доля розницы в операционном доходе Альфа-банка в первом полугодии составила 44%. В 2018 г. было 38,5%, в 2017 г. – 44,3%. В Совкомбанке доли розничного и корпоративного бизнеса в структуре операционного дохода в процентном отношении примерно равны, сообщил его представитель. Доля розничного бизнеса в выручке банка «Санкт-Петербург» за последние три года увеличилась с 40 до 44% (11 млрд руб.), доля корпоративного бизнеса снизилась на те же 4 п. п. до 56% (14 млрд руб.).
Средний доход наших банков от кредитов достаточно низкий – $410 на человека против $850 на развитых рынках, отмечает Крылов, но по объему и доходам от беззалогового кредитования мы на одном уровне с развитыми рынками, а иногда и обгоняем их. Банки привыкли зарабатывать на кредитах, приучив клиентов к низким комиссиям: средний россиянин платит банкам около $170 комиссий в год, тогда как, например, в Бразилии – $580, говорится в обзоре McKinsey, при этом на депозитах и работе с текущими счетами они зарабатывают в рознице сопоставимые с развитыми рынками суммы в пересчете на одного клиента.
«Фактически бизнес-модель банков заточена под кредитование со значимым перекосом на его высокомаржинальные виды – та самая кредитная игла», – резюмирует Крылов.
Снижение ключевой ставки на 2–3 п. п. может за 2–3 года сократить чистую процентную маржу банковского сектора в 1,5–2 раза, отмечает Крылов. Стоимость риска (отношение резервов к портфелю) тоже будет снижаться, но медленнее, чем маржа. По итогам 2018 г. маржа Райффайзенбанка была 5,9%, в первом полугодии 2019 г. она снизилась до 5,1% в связи с общим снижением ставок, говорит Овчинникова, при среднем показателе по банковской системе 4,4%. Чистая процентная маржа Альфа-банка в первом полугодии составила 4,7%.
Чтобы поддерживать маржу в будущем, банки могут повысить, например, комиссии, рассуждает Крылов. Возможно, в России, как и в целом ряде стран, розничным клиентам придется платить за наличие счета в банке либо напрямую, либо через поддержание минимального остатка на счете, полагает Крылов. Также будут появляться все более сложные инвестиционные продукты с неочевидным для клиента ценообразованием.
Исправленная версия. Уточнен период доходов банков.
Share this content: