Почему компании увлеклись корпоративным волонтерством | Финансовый портал
Компания KFC недавно инициировала исследование, как корпоративное волонтерство влияет на развитие персонала компании и его эффективность. Опрос 1060 сотрудников KFC и 41 компании-франчайзи (общее количество сотрудников – 25 000 человек) в России и других странах СНГ дал любопытные результаты. 59% респондентов считают, что волонтерство помогает удерживать сотрудников. Лояльность волонтеров работодателю выше, чем сотрудников, не участвующих в добровольческих инициативах. Среди волонтеров на 8 п. п. больше тех, кто удовлетворен работой, и на 5 п. п. меньше недовольных, нежели среди не волонтеров.
Почему же российские компании так увлеклись волонтерством? Компании часто используют волонтерские программы для решения HR-задач, например для удержания сотрудников и фомирования коллектива единомышленников, говорит гендиректор консалтинговой компании «ЛюдиPeople» Виктория Петрова.
В 2018 г. компания «Еврохим» вкупе с местными властями запустила в городе Ковдоре Мурманской области туристический проект «Ковдор – столица Гипербореи». В этом городе находится Ковдорский ГОК, который входит в «Еврохим». Как рассказал представитель «Еврохима» Владимир Торин, волонтеры – сотрудники «Еврохима» придумывают для туристов экскурсии по окрестностям Ковдора, вместе ходят в горы и лес и ищут там остатки древней Гипербореи. По словам Торина, совместные экскурсии и походы сплачивают сотрудников, эти отношения они потом переносят на производство, где так же эффективно решают производственные задачи. Кроме того, для многих волонтеров совместные походы – дополнительный стимул оставаться работать на Ковдорском ГОКе, что опосредованно сокращает текучесть кадров на заводе, говорит Торин.
А в «Ростелекоме» в 2018 г. стартовал благотворительный проект «Бегу и помогаю», в котором приняли участие руководители компании, корпоративные волонтеры и спортсмены-любители – всего около 3000 человек, рассказывает представитель компании. По его словам, люди из разных подразделений активно общались в чате, коллективы на местах стали более сплоченными, наладились межрегиональные связи. А ежегодное анкетирование сотрудников «Ростелекома» показывает, что сотрудники-волонтеры более лояльны компании, чем остальные работники, сообщил представитель «Ростелекома».
По данным исследования, 95% волонтеров уверены, что корпоративные добровольческие инициативы повышают сплоченность команды. 93% респондентов-волонтеров также считают, что участие сотрудников в корпоративном волонтерстве помогает налаживать взаимодействие внутри компании между разными подразделениями, ресторанами и организациями.
Волонтерство снижает текучесть, убеждены 59% респондентов исследования KFC.
Однако в организациях с высокой текучестью кадров, например в розничных сетях, корпоративное волонтерство вряд ли поможет снижению текучести, замечает Григорий Финкельштейн, партнер «Экопси консалтинга». В России, говорит он, социально ответственных работников и работодателей пока немного, поэтому связывать уменьшение или рост текучести персонала в крупных организациях с корпоративным волонтерством невозможно.
Программы корпоративного волонтерства помогают снизить текучесть, соглашается с выводами исследования Рустам Закиев, руководитель департамента коммуникационных и социальных проектов UC Rusal. Но эти программы должны быть частью программ нематериальной мотивации, корпоративной культуры и системы профессионального развития, говорит он.
В ОМК сотрудники-волонтеры берут на себя ответственность за новые проекты, получают целевое финансирование от компании и пробуют себя в новой проектной деятельности, рассказывает Ольга Миронова, руководитель направления спонсорских и благотворительных проектов компании. По ее словам, сотрудники при этом развивают навыки управления проектами и закупками, координации, контроля и планирования.
Корпоративное волонтерство – современный способ работы с молодыми сотрудниками, говорит Вера Витальева, директор департамента консалтинга Deloitte. По ее словам, начинающим специалистам волонтерство помогает продемонстрировать дополнительные навыки, например азы проектного менеджмента, или раскрыть новые способности.
Почти 60% респондентов исследования KFC полагают, что участие в волонтерских проектах помогает продвинуться по службе.
В моногороде волонтерская деятельность может стать для сотрудника социальным лифтом, уверяет Миронова. Она знает случаи, когда сотрудники, сделавшие свой социальный проект, становились местными депутатами или руководителями общественного движения в городе. Закиев вспоминает, как пару лет назад сотрудник-волонтер UC Rusal вырос из участника молодежного совета предприятия в руководителя ассоциации рабочей молодежи одного из сибирских городов.
Как показало исследование, работники даже слишком уповают на то, что, записавшись в добровольцы по приглашению компании, они будут замечены и продвинутся по службе. 49% рядовых сотрудников считают, что волонтерство ускоряет карьерный рост. Но менеджеры настроены более реалистично. Только 34% руководителей согласны, что участие в волонтерских проектах помогает в карьере.
В организациях, ориентированных на социальную активность, руководство может при прочих равных продвинуть именно социально активного работника, но в целом исследования показывают, что в России сотрудники делятся на две категории – они либо социально активны, либо ставят себе высокие цели в бизнесе, говорит Финкельштейн. Работодатель в большинстве случаев выбирает того, кто нацелен на достижение рабочих показателей, поясняет он.
По данным исследования, 85% респондентов – сотрудников KFC полагают, что корпоративное волонтерство повышает скорость выполнения операционных задач в команде. Кроме того, производительность труда у волонтеров выше. Высокий индекс производительности, по расчетам KFC, имеет 59% сотрудников-волонтеров и 19% сотрудников, не участвующих в добровольческих проектах.
Однако другие компании не смогли подтвердить зависимость между участием в корпоративных волонтерских инициативах и производительностью труда. Делать такие замеры, по мнению Закиева, мало полезно, так как в среднем в российских компаниях доля сотрудников, участвующих в волонтерских проектах, не превышает 2–5%. О позитивном влиянии волонтерской активности работников на бизнес можно судить только по косвенным показателям: активности волонтеров в производственных проектах, их карьерному росту, присутствию в кадровом резерве и активности как наставников, говорит он.
Если сотрудники слишком много времени уделяют филантропии, они, скорее всего, завалят основное дело, ради которого вместе трудятся, поясняет Виктория Петрова. Более того, отмечается в исследовании KFC, сотрудники иногда используют добровольческую деятельность как предлог, чтобы не выполнять основную работу, и занимаются волонтерством в рабочее время. Бывает и так, что перспективные и инициативные сотрудники настолько увлекаются общественной деятельностью, что увольняются из компании ради собственных благотворительных проектов.
Волонтерство не требует значительных инвестиций от компании: затраты надо планировать в основном на продвижение волонтерской идеи и контроль исполнения, объясняет Витальева. Важно только, чтобы руководил добровольческой деятельностью подходящий человек, способный правильно распределить время сотрудников и скоординировать их усилия, говорит Алевтина Борисова, руководитель управления по работе с персоналом КПМГ. Чаще всего менеджерами волонтерских проектов работают выходцы из HR- или PR-отделов, говорит Витальева.
Например, «Русгидро» ведет множество волонтерских проектов, но специальных директоров или менеджеров, которые занимались бы волонтерскими программами, в компании нет, рассказывает представитель «Русгидро». По его словам, работу с волонтерами ведут сотрудники департамента корпоративных коммуникаций и департамента управления персоналом.
Отдельных сотрудников для руководства добровольческой деятельностью компании нанимают редко. По данным HeadHunter, на портале представлено лишь 50 вакансий для менеджеров волонтерских проектов. Требования к ним: навыки проектного менеджмента, ведения переговоров, организации мероприятий, знания сектора НКО. Медианная зарплата составляет 41 000 руб. в месяц, по данным HeadHunter.
Share this content: